+7(978) 708-37-59
+7(978) 708-37-57

Программа обучения спортивному ориентированию – 1 год

Рабочая программа по спортивному ориентированию для этапа начальной подготовки 1 года обучения составлена на основе типовой программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, авторов Ю.С.Воронов; Ю.С.Константинов., (2000 года), в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», нормативных документов Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму (Нормативно–правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ от 25.01.95 № 96–ИТ).

Режим учебно-тренировочной работы.

 Наполняемость и режим учебно-тренировочной работы в группе начальной подготовки 1 года обучения составлены в соответствии с требованиями  СанПиНа и методическими рекомендациями по организации деятельности учреждений дополнительного образования в Российской Федерации:

  • число учащихся в группе 15 человек;
  • недельная нагрузка 24 часов;
  • всего 72 часа в смену, в том числе контрольно-переводные мероприятия и участие в соревнованиях.

Организация образовательного процесса.

 Программа рассчитана на 3 недели учебно-тренировочных занятий

Содержание занятий

Кол-во часов

Общая физическая подготовка

21

Специальная физическая подготовка

10

Технико-тактическая подготовка

14

Сдача контрольных нормативов.

Участие в соревнованиях

15

Теоретическая подготовка

10

 Медицинское обследование

2

Всего часов на 3 недели

72

 

 

Цели и задачи

Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение поставленной цели: формирование устойчивого интереса для занятий спортивным ориентированием, а также укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, реализуя следующие основные задачи:

  • привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
  • содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся;
  • воспитание высоких волевых и морально–этических качеств;
  • овладение техникой и тактикой ориентирования на местности:
    • чтение карты - понимание и объемное представление того, что изображено на ней с помощью условных знаков, применяемых для спортивных карт;
    • опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, или наоборот;
    • работа с компасом при определении расположения ориентиров на местности, для ориентирования карты и определения направлений движения;
    • измерение расстояний на карте и на местности;
    • отметка на контрольном пункте.
  • выявление задатков и способностей к спортивной деятельности.

 При разработке программы был учтён передовой опыт обучения и тренировки юных спортсменов–ориентировщиков, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, спортивной медицине, гигиене и психологии.

 Занятия  строятся по игровому принципу, что способствует разнообразию и интересу к занятиям, которые направлены, как на общее и специальное физическое развитие обучающихся, так и на создание условий для активной социальной адаптации воспитанников в объединение и формирование сплоченного коллектива.

 Длительность занятий в зависимости от темы и задач, может колебаться от одного до четырех (академических) часов; однодневных мероприятий, походов, соревнований – 8 часов. Расписание занятий может изменяться, в связи с проведением туристских походов и практических занятий на местности или на спортивных площадках.

 Рабочая программа построена на основе постепенного перехода от обучения тактико-техническим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей, а также переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным, при этом постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок. 

Контрольные мероприятия по оценке качества подготовки учащихся проводятся 2 раза: на начало и конец занятий. В конце подводятся итоги проделанной работы. Подготовленные спортсмены и дети, сдавшие контрольно-переводные нормативы по ОФП и СФП, участвуют во Всероссийских соревнованиях «Герои Севастополя». Проверка знаний  проводится в виде тестов, участия в  соревнованиях.

Выполнение учащимися контрольно-переводных нормативов по всем видам подготовки в соответствии с установленными нормативными требованиями, является основанием для перевода в группу следующей ступени подготовки.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: программу для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Спортивное ориентирование», 2000 г., Ю.С.Воронов; Ю.С.Констонтинов и программу для дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование», 2001 г. Ю.В.Лукашов, В.А. Ченцов.

Содержание тем данной программы.

  1. Теоретическая подготовка

1.1. Вводное занятие. История возникновения и развития спортивного ориентирования. Охрана природы.

1.2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда и снаряжение ориентировщика.

1.3. Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

1.4. Топография, условные знаки. Спортивная карта.

1.5. Краткая характеристика техники спортивного ориентирования.

1.6. Первоначальные представления о тактике прохождения дистанции.

1.7. Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию.

1.8. Основы туристской подготовки.

  1. Практическая подготовка

2.1. Общая физическая подготовка.

2.2. Специальная физическая подготовка.

2.3. Техническая подготовка.

2.4. Тактическая подготовка.

2.5. Контрольные упражнения и соревнования

  1. Медицинское обследование
  2. Методическое обеспечение (материально-техническая база)

 

Скачать полную программу